Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация с уровнем безработицы напрямую зависит от уровня развития экономики района. Именно поэтому, неблагоприятная обстановка наблюдается в промышленных районах области, расположенных вдали от Москвы: Коломенском, Шатурском, Озерском районах, которые характеризуются спадом производства. Предприятия в этих районах представляют текстильную и тяжелую промышленность. Ввиду не востребованности их продукции на рынке, они активно сокращают своих сотрудников.
Ситуация представляется не столь драматичной ввиду того, что многие столичные предприятия открывают свои филиалы в области. Это позволяет создавать новые рабочие места непосредственно в местах проживания. Наиболее благоприятная ситуация в сфере занятости сложилась в Химках. Наряду с тем, что многие жители работают в Москве, здесь также много рабочих мест, прежде всего в сфере торговли.
Основная проблема, которая продолжает существовать в отдельных районах Московской области это - наличие вакантных рабочих мест, которые не хотят занимать жители области, даже в условиях отсутствия работы. Это связано с их высокими требованиями к уроню оплаты труда. В целом рынок труда области достаточно неоднороден как по спросу, так и предложению рабочей силы.
2.2 Регулирование рынка труда: причины, формы, методы
Противоречия между интересами домашних хозяйств и фирмами, на рынке труда, не могут быть разрешены без вмешательства извне, т.е. без регулирования государством ситуации на рынке. Фактически это означает- видоизменение трудовых отношений, путём ограничения рыночной свободы. Государство берет на себя обязательства по регулированию взаимодействия покупателей и продавцов на этом рынке. В то же время, по мнению Рахимовой Г.М., институциональная среда взаимодействия в современной российской экономике такова, что властные государственные структуры достаточно легко могут ущемлять интересы институтов рынка труда и их права. Таким образом, регулирование этого рынка со стороны государства должно быть, в определенной мере, ограничено для соблюдения интересов всех сторон, участвующих в его функционировании.
Целью регулирования рынка труда является эффективное использование трудового потенциала общества, путем решения следующих задач:
обеспечение полной занятости;
достижение сбалансированности интересов всех субъектов, функционирующих на рынке труда;
создание рынка труда, способного быстро адаптироваться к любым изменениям в экономической системе.
Государственное регулирование рынка рабочей силы может быть реализовано в активной и пассивной формах (Приложение 5). Активная форма предполагает изменение самой ситуации на рынке труда, путем корректировки спроса и предложения на рабочую силу. Количественная корректировка осуществляется путём проведения таких мероприятий как: создание новых рабочих мест, создание условий для осуществления трудовой миграции и т.д. Качественные изменения касаются изменения непосредственно качества рабочей силы, предлагаемой на рынке: мероприятия по повышению образовательного уровня, профессиональной переподготовке. Пассивная же форма регулирования сводится к социальной поддержке лиц, попавших в категорию безработных: финансовой помощи, в виде выплаты пособий по безработице; созданию центров психологической поддержки и адаптации, куда могут обращаться те, кто ищет работу.
Принципиальное различие этих двух форм вмешательства государства в функционирование рынка рабочей силы - результаты этого воздействия. Активная форма регулирования ориентирована на долгосрочную перспективу и может решать вопросы не только рынка труда, а и всей ситуации с развитием экономики в целом. Пассивная форма помогает решать проблемы настоящего времени без затрагивания задач стратегического развития.
Регулирование рынка рабочей силы может осуществляется с помощью различных механизмов и включает в себя прямое и косвенное регулирование. Прямое регулированию предполагает создание нормативно-правовой базы; косвенное – использование экономических рычагов. Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики.
Нормативно-правовое регулирование, в данном случае, является основой, так как оно закладывает базу для использования, в том числе и экономических рычагов воздействия на рынок труда, таких как минимальная заработная плата, налогообложение и т.д. Государственная политика в области содействия занятости населения в нашей стране в современных условиях определяется законом «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации, который определяет правовые основы взаимодействия работников и работодателей.
В основе регулирования вопросов занятости в стране лежит тезис, закрепленный в законе «О занятости населения в Российской Федерации»: «Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду».
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, прежде всего: на предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; формирование структуры рабочей силы, которая отвечает запросам экономического развития. Министерство труда и социальной защиты РФ, совместно с Министерствами труда на региональных уровнях, проводит политику по разработке региональных программ содействия занятости.
Для регулирования вопросов, возникающих в сфере занятости, была создана Федеральная служба по труду и занятости. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы; по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы; трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров .
Важным направлением развития мероприятий по снижению безработицы должно стать прогнозирование ситуации на рынке рабочей силы. Ещё в 2011 году было принято Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов». Однако, судя по той ситуации, которую мы имеем сегодня на рынке рабочей силы, данная задача оказалась трудновыполнимой. Существует слишком много разнообразных факторов, которые воздействуют на ситуацию, на рынке рабочей силы. В частности, в конце 2014 - начале 2015 года таким значимым фактором явилось падение курса рубля, что серьёзно отразилось и на ситуации с безработицей, вызвав её резкий подъем.
Разработка мероприятий по регулированию рынка рабочей силы предполагает взаимодействие властных государственных структур с институтами рынка труда. Можно выделить следующие меры, принимаемые государством для решения проблем безработицы в нашей стране:
расширение сети профориентировационных центров для проведения работы с молодежью и безработными;
создание условий для расширения мобильности трудовых ресурсов;
стимулирование: создания рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы; самозанятости населения; гибких форм занятости; привлекательности рабочих профессий; расширения числа предприятий в сфере обслуживания населения. Эти задачи решаются в рамках реализуемой государственной программы «Содействие занятости населения».
2.3 Современное состояние политики в области занятости населения в Московской области и перспективы развития регионального рынка труда
Специфика ситуации на рынке труда Московской области диктует разработку особых мероприятий по его регулированию. Некоторые мероприятия направлены на превентивное снижение напряжения на рынке труда в Московской области. В частности, принят порядок направления на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016).
3. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (ред. от 28.01.2011).
4. Постановление Правительства РФ № 298 от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
5. Постановление Правительства РФ №440 от 3 июня 2011 г. «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»
5. Постановление Правительства МО от 25.10.2016 N 788/39 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2021 годы»
6. Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 28 декабря 2012 г. № 70-р «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»
7. Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 09.09.2016 №19РВ-67 «Об организации опережающего профобучения работников организаций, находящихся под риском увольнения»
8. Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 09.01.2017 №19РВ-1 «Об утверждении Перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на 2017 год»
9. Распоряжение министерства социального развития Московской области от 17.10.2016 №19РВ-74 «Об организации работы по обеспечению занятости инвалидов»
10. Вишнякова, В.А. Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России[Текст]: Монография / В. А. Вишнякова, В. Д. Руднев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 156 с.
11. Занятость и экономика: политика государства в переходный период [Электронный ресурс] /А.А.Ткаченко - М.: Энциклопедия, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 276 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509859
12. Котванова, С.Г. Неформальная занятость и скрытая безработица [Текст]: монография / С.Г. Котванова. – Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. – 160 с.
13. Основы кадрового прогнозирования на региональном уровне [Электронный ресурс]: Монография / Симонова М.В., Илюхина Л.А., Богатырева И.В. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 77 с.
14. Рофе А.И. Экономика труда[Текст]/: учебник/ А.И. Рофе. – М.: КНОРУС, 2015. – 376 с.
15. Валитова А. А. Симонова М. В. Рынок труда: региональный аспект: Учебное пособие [Электронный ресурс]- М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 213с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=758135
16. Архипова Л.С. Состояние локальных рынков труда в России [Текст] // Вопросы структуризации экономики, №3, 2012 – с. 78-83
17. Байдецкая Е.А. Эмпирическая зависимость между ВВП и безработицей[Текст]/ Байдецкая Е.А. //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2015. - № 2-3 (66-67). - С. 179-181.
18. Баканач О.В., Проскурина Н.В. Статистический анализ безработицы в Российской Федерации в разрезе федеральных округов[Текст]/ Баканач О.В., Проскурина Н.В. //Системное управление. - 2016. - № 2 (31). - с. 4-14
19. Белохвостова Н.В. Механизмы государственного регулирования занятости населения[Текст] //Сервис в России и за рубежом. - 2016. - Т. 10. - № 6 (67).- с. 90-100.
20. Еланский В.С. Занятость в структуре инновационной экономики[Текст] //Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - с. 8-11.
21. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы[Текст] //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3-1. - с. 315-321
22. Кузнецов С.Г., Мисюряев С.Г. Формирование системы показателей, отражающих влияние социально-экономических факторов на динамику и структуру занятости[Текст] //Сборник научных трудов ИМЭИ. - 2015. - № 1. - с. 269-280.
23. Молодежный сегмент рынка труда в современной России: Особенности формирования рабочей силы[Текст]: Монография / Гневашева В.А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 223 с
24. Рахимова Г.М. Взаимодействие государственных структур с институтами рынка труда[Текст]/ Рахимова Г.М. //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2012. - № 7. – С. 27-31
25. Занятость и безработица в Российской Федерации
в феврале 2017 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/
26. Краткая аналитическая информация к прогнозу баланса трудовых ресурсов Московской области на 2017-2019 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства социального развития Московской области Режим доступа: http://msr.mosreg.ru/dokumenty/trudovye-resursy/
27. Краткая информация о деятельности службы занятости населения Московской области в январе-декабре 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства социального развития Московской области Режим доступа: http://msr.mosreg.ru/dokumenty/rynok-truda /
28. О межрегиональной трудовой миграции в 2016 году [электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2016.htm
29. Обследование рабочей силы [электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140097038766
30. Официальный сайт Правительства Московской области Режим доступа: http://mosreg.ru
31. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области Режим доступа: http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/employment/
32. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru
33. Прогноз баланса трудовых ресурсов Московской области на 2017-2019 годы [электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства социального развития Московской области Режим доступа: http://msr.mosreg.ru/dokumenty/trudovye-resursy/
34. Рабочая сила, занятость и безработица в России - 2016 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_61/Main.htm
35. Рабочая сила, занятость и безработица в России - 2016 г. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_61/Main.htm
36. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016 [Электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru
37. Рынок труда Московской области Режим доступа: http://hrtime.ru/aboutorder.php?oid=9382
38. Социально-экономическое положение России - 2017 г. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_01/Main.htm
39. Труд и занятость в России. 2015: Стат. сб./Росстат M., 2015. [Электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/trud15.pdf
40. Федеральное статистическое наблюдение за использованием труда мигрантов (по результатам выборочного обследования населения в 2014 г.) [Электронный ресурс]/Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/welcome.html
41. http://moskovskaya-oblast.trud.com/salary/67464.html#chart-categoriesDistribution